Чего не хватает законодательству для развития семейного бизнеса

Чего не хватает законодательству для развития семейного бизнеса
По результатам опроса Торгово-промышленной палаты России, более 80% предпринимателей официально не оформляют на работу своих родственников из-за слишком сложных правил регулирования трудовых отношений

Год за годом в России появляется все больше предприятий, в которых работают супруги, их родители и дети. Такие семейные компании действуют в разных отраслях, но преимущественно в сельском хозяйстве, туризме и торговле. Как показывает практика, они отличаются стабильностью, а их продукты или услуги — высоким качеством. Несмотря на успешное развитие этих предприятий, в российском законодательстве пока нет четкого определения семейного предпринимательства.

Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, разбирался, нужен ли отдельный закон для семейных компаний и каких льгот хотят эти предприниматели.

Взаимное уважение и принципы доверия

Главными преградами для развития семейного бизнеса, по мнению предпринимателей, являются высокие налоги и сложности в получении преференций. Наиболее востребованными мерами поддержки она назвала микрофинансирование, субсидии для начинающих предпринимателей и субсидии на модернизацию производства. При этом действующих механизмов недостаточно, считает предпринимательница. "Решением может стать семейный патент. Процедура тут аналогична получению полиса ОСАГО: выписывается патент, в который вписывают членов семьи с указанием индивидуальных страховых номеров, и предприниматель оплачивает его на один год. В результате бизнес сможет работать спокойно и с минимальным документооборотом, а государство получит пополнение регионального бюджета уже в начале налогового периода", — отметила Елена Паничкина, владелица сети магазинов и добавила, что поправки к закону не должны ограничиваться только статусом семейного бизнеса: "Он нуждается в льготных кредитах и аренде, более доступном лизинге".

Еще один представитель семейного бизнеса — компания "Волга-тур" из Ярославля. Она была основана в 2004 году и специализируется на услугах в сфере делового туризма, организации конференций, корпоративных мероприятий, праздников, выставок, презентаций, тренингов и торжественных церемоний.

По словам директора по развитию фирмы Ирины Скороходовой, в 2016 году они придумали и спродюсировали городской пикник "Пир на Волге", чтобы продвигать продукцию местных фермеров и промышленников. Сначала площадка ограничивалась Ярославской областью, а затем расширилась до туристического Золотого кольца. Скороходова считает, что подобные площадки должны быть доступны для бизнеса во всех регионах.

"Не везде региональные власти ухватились за эту тему. Хорошими примерами могут служить Казань, Нижний Новгород, Уфа, ставшие центрами деловых профессиональных событий в Поволжье. Помимо преимуществ для производителей, которые могут реализовывать и продвигать свою продукцию, сам регион повышает инвестиционную привлекательность", — считает она.

Предпринимательница отметила, что компания никогда не пользовалась кредитными средствами, так как "бизнес достаточно низкомаржинальный, и проценты по кредиту съедят весь доход". "Мы, конечно, пытались получить субсидии и гранты. Но когда приходится бегать по учреждениям, чтобы оформить соответствующие справки, вместо подготовки той же конференции, приходит сомнение в необходимости пользоваться такой поддержкой. Вот вам пример: из-за долга по налогам в размере 1,3 тыс. рублей наши сотрудники три недели начинали свой рабочий день в налоговой службе. И пока они решали этот вопрос, истек срок подачи заявки на грант", — рассказала Скороходова, предлагая упростить процедуры получения господдержки.

Легализовать семейный бизнес

Проблемой закрепления термина "семейное предпринимательство" в законодательстве одной из первых озаботилась Торгово-промышленная палата России. В этом году она провела опрос среди более чем 2 тыс. семейных предприятий, в ходе которого 82% респондентов заявили о крайне сложных правилах регулирования трудовых отношений, вынуждающих официально не оформлять на работу в компанию своих родственников. В связи с этим в июле глава палаты Сергей Катырин обратился к президенту страны Владимиру Путину с предложением узаконить эту деятельность.

"Надо тщательно описать, что такое семейный бизнес, чтобы это было понятие [на законодательном уровне], которое позволяло бы людям полноценно работать, получать поддержку, чтобы не возникало никаких проблем у государства", — сказал тогда российский лидер и отметил, что во всем мире такая форма хозяйствования широко распространена.

Действительно, согласно данным из открытых источников, во множестве западных стран доля семейного бизнеса составляет от 50% до 90% от всех компаний, причем речь идет как о маленьких магазинах, так и о больших семейных корпорациях. При этом средний возраст семейных компаний в развитых странах Европы составляет около 80 лет, и более половины из них демонстрируют ежегодный рост оборота.

В России, где развитие частной инициативы возобновилось только в 1990-х годах, пока не ведут официальный учет числа семейных предприятий. Однако это не мешает проводить мероприятия, в которых участвуют представители такой формы бизнеса. Так, в ноябре в Москве прошел второй Всероссийский форум семейного предпринимательства "Успешная семья — успешная Россия!". Он собрал представителей бизнеса из всех восьми округов страны.

В ходе дискуссий обсуждали, как малый и средний бизнес, управляемый членами одной семьи, сможет получить статус семейного и претендовать на господдержку. По словам Катырина, несмотря на общую поддержку инициативы, разногласия вызывают критерии отнесения предприятий к семейным.

"По определению семейного бизнеса идут очень жаркие споры. Много вопросов относится к тому, какая должна быть степень родства и доля владения членов семьи в бизнесе. Депутаты, с которыми мы встречались, те же вопросы задавали. Сейчас мы пытаемся найти точку соприкосновения", — пояснил он журналистам на форуме.

Его позицию разделяет заместитель председателя Государственной думы Ольга Тимофеева. Она убеждена, что законодательство о семейном бизнесе "нужно было вчера". Депутат отметила, что тема продвигается "с большим скрипом", тогда как "тысячи предприятий кричат с требованием дать им правила игры".

Критерии и семейный патент

Свой законопроект о семейном предприятии, в котором обозначены некоторые критерии, подготовило Министерство экономического развития России. Документ опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов. Согласно ему, малое и среднее предприятие может быть признано семейным, если больше чем его половиной владеют члены одной семьи. А для кооператива и фермерского хозяйства, как и для индивидуального предпринимателя, необходимо, чтобы не менее половины его участников или работников соответственно относились к членам одной семьи.

Семейное предприятие сможет претендовать на поддержку со стороны государства, однако на какую именно, в документе не уточняется. Там лишь сказано, что господдержка может осуществляться в предусмотренных законодательством формах и видах.

Торгово-промышленная палата не только занимается обсуждением вопроса в плоскости обозначения термина, но и предлагает для семейного бизнеса свой механизм налогообложения и применения трудового законодательства. В частности, речь идет о семейном патенте.

Это значит, что предприниматель сможет приобрести патент на ведение деятельности и вписать туда членов своей семьи — по примеру оформления полиса ОСАГО для автомобилистов. Такой механизм позволит сократить документооборот и снизить расходы предприятий, считают авторы инициативы. По словам Катырина, идея о введении семейного патента одобрена Министерством труда РФ и сейчас обсуждается с другими профильными ведомствами.

Закон о семейном предпринимательстве поможет реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", который предполагает к 2024 году увеличить численность занятых в секторе с нынешних 19,2 млн до 25 млн человек и нарастить долю этого бизнеса в валовом внутреннем продукте с 22,3% до 32,5%, сказал порталу председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Игорь Скляр.

"Сейчас налоговые органы буквально из воздуха берут претензии к семейному бизнесу. Например, повышенный интерес вызывают сделки между предпринимателем и его работником, в них обнаруживается взаимозависимость. Поэтому закрепление термина позволит изменить подход — считать это не аффилированной структурой, а легальным семейным бизнесом", — отметил он.

Наиль Шахвалиев

Возврат к списку

Концепция развития сельского туризма в России

Концепция развития сельского туризма в России

На сайте АНО МНИАП опубликована Концепция развития сельского туризма Российской Федерации.
читать далее
Введен запрет на выращивание в РФ генно-модифицированных растений и животных

Введен запрет на выращивание в РФ генно-модифицированных растений и животных

При этом импортировать такую продукцию в Россию будет можно.
читать далее

Росстандарт зарегистрировал ГОСТ по производству органической продукции

В документе даны определения терминам: «маркировка», «органический», «органическое производство», «переработка (обработка)», «переходный период», «продукция, произведенная из ГМО» и т.д.
читать далее

На российский рынок приходит сельхозстрахование

Несовершенство законодательства в данной сфере ставит отрасль в серьезную зависимость от капризов погоды.
читать далее